Музыкальные инструменты Древней Греции

Умение виртуозно играть на музыкальных инструментах очень ценилось в Древней Греции. Талантливые музыканты были в числе почетных гостей на любом празднике, без них не обходилось ни одно собрание, богослужение или театральное представление.

Как гласит предание, аркадийцев бог Пан одарил сиринксом, также искусно они играли на флейте. Беотийцы, а особенно фивяне, отдавали предпочтение лидийской флейте и дудке. Спартанцы любили лиру, а афиняне – простую и двойную флейту.

В категории «струнные инструменты» самыми древними считаются кифара и лира. По легенде, их изобрел сам бог Аполлон. Сначала кифара использовалась в качестве аккомпанемента для речитатива. Как самостоятельный инструмент она зазвучала только в руках музыканта Аристоника (около 700 г. до н.э.). Через некоторое время и четырехструнная лира приобрела самостоятельное значение. Все это стало возможным, благодаря ряду усовершенствований, что сделал в ней Терпандром. Музыкант к четырем струнам добавил еще три. И хотя постепенно изменялась форма лиры, число ее струн не менялось на протяжении многих десятилетий.

Обычно лиру держали коленями или прижимали к левому бедру, чтобы удобно было играть правой рукой. Струны перебирали с помощью специальной палочки, сделанной из слоновой кости. И лишь только во времена Александра из очень тяжелой и громоздкой лира превратилась в легкую и красивую. Также увеличилось число ее струн – их стало одиннадцать.

С Востока в Грецию пришла и кифара, флейта. Именно талантливая игра на них открывала музыкантам двери в самые роскошные дворцы. А вот такие инструменты, как сорокаструнный эпигоний (известный в Египте, Средней Азии), барбитон, самвика не тронули греческого сердца. Разве что только тригонон. Эта многострунная арфа использовалась для игры азиатскими гетерами.

В целом, Древняя Греция знала несколько видов флейт. Флейта была прямой, загнутой на конце (плагиаулос), одинарной (монаулос), двойной (диаулос). Помимо этого, была еще и фивейская, карийская, лидийская флейты. Что касается аркадийской дудки и сиринкса, то их со временем также усовершенствовали. Например, в сиринксе число стволов увеличили до девяти. А вот ударные инструменты (кимвалы, кроталы, тамбурины) применялись преимущественно на торжествах в качестве аккомпанемента для выступлений танцовщиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *