Кеманча – национальный инструмент Греции

Путешествуя по землям Азербайджана или Армении, гостя в Грузии или Дагестане, а также находясь в средне или ближневосточных странах, вы можете услышать арабский «ребаб», французский «пошет» или болгарскую «гадулку». Общим для всех этих инструментов  является использование вертикального положения инструмента во время игры, присутствие трёх струн, некая схожесть в форме и происхождении от музыкального инструмента «Кеманча». Но в Греции этот инструмент  величают Понтийской Лирой.

Понтийская Лира, или кеманча, представляет собой струнный смычковый музыкальный инструмент, пришедший к нам из земель Византии. Точное происхождение Понтийской Лиры неизвестно. Но существует предположение, что корни её произрастают от персидской «kamancha», которая появилась в период IX-X веков нашей эры и была распространена на юго-восточных Черноморских берегах.

Своё название Понтийская Лира получила от гостеприимного Понта Эвксинского (так древние греки называли Черное море). А период Трапезундской империи стал эпохой расцвета этого музыкального инструмента, и именно в это время Греческая кеманча завоевала наибольшую популярность. Её можно было слышать в оркестрах при дворе великих трапезундских императоров Комнинов. В свою очередь, Османская империя дала Понтийской Лире второе название – Кеменче. На греческой свадьбе танцевали традиционные понтийские танцы, которые исполнялись под кеманчу и сопровождались пением частушек.

У разных народов Понтийская Лира, или Кеманча, имела небольшие различия. Например, турецкие разрезы формы – прямые, а греческие – дугообразные. А вообще, кеманча и музыкальные инструменты, родственные ей, имеют «бутылеобразную» форму с вытянутой «шеей» и маленьким узким резонатором. Корпус кеманчи монолитный и производится из шелковицы, сливового дерева или граба, а из сосны делают верхнюю деку. Струны до 1920 года делались из шёлка, и звучание получалось мелодичное, но очень слабое. Обычно инструмент настраивали на высокий тон «зилия» или низкий – «гапанья». У современной лиры три металлических струны: «зил» (ля), «месеа» (ми) и «хампа» (си).

Музыкальный строй инструмента квартовый и зависит от тембра голоса вокалиста («До-Фа-Си бемоль» либо «Си-ми-ля»). Резкий, но мелодичный звук, используется во время исполнения обрядовых народных танцев и песен. При игре на Понтийской Лире струны, настроенные очень низко, как бы «гудят» во время игры, создавая колоритный фон для основной мелодии, которая исполняется на высших струнах.

Мелодию, зачастую одновременно, исполняют квартовыми интервалами на двух-трёх струнах. Сложный ритм с обильной орнаментикой, преимущественно синкопированный и асимметричный. На понтийской лире можно играть стоя или сидя. Как правило, музыкант стоит в кругу танцующих и играет и танцует вместе с ними, а аккомпанирует ему большой барабан «даула».

В период с шестнадцатого по восемнадцатый век одними из аналогов кеманчи являлись «pochette» или «kit violin» – Французские или Английские музыкальные инструменты.

Сегодня кеманча – это  национальный народный инструмент не только Греции, но и Турции, а также народный инструмент греков России, Узбекистана, Казахстана, Украины и Грузии. Также на этом музыкальном инструменте играют лазы, амшенские армяне, курды, ассирийцы, аджарцы и хамшилы. Кроме этого, вы можете её встретить во всех странах, где существует греческая и турецкая диаспора.

У музыкального инструмента «Кеманча» много лиц. На нем играет вся Европа, Азия и страны Среднего и Ближнего Востока. Но услышав Кеманчу, образ гостеприимной Греции останется надолго в вашем сердце.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *