Экономика Рязани
Крупные экономические предприятия
В число наиболее крупных предприятий входят:
- ОАО «Рязанский станкостроительный завод» – выпускает металлорежущие станки.
- ОАО «Рязанская ГРЭС» – теплоэлектростанция, мощность которой составляет 2800 МВт
- ФГУП «Государственный Рязанский приборный завод», входящий в число одних из лучших по всей стране в приборостроении.
- ОАО «Рязанский радиозавод» – в отрасли производства абонентских громкоговорителей антенн, оборудования для сотовой связи, УКВ-приемников, радиотелефонной и радиосвязи, этот завод считается ведущим.
- ЗАО «ПРО САМ» производит счетно-аналитические машины.
- ОАО Завод «Красное Знамя» – самый крупный в России в плане производства радиоэлектронной аппаратуры, который с давних времен поставляет аэрокосмическую технику.
- ОАО «Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль», который вырабатывает 2000 Гкал теплоэнергии в час, а электроэнергии вырабатывается 400 МВт.
- ОАО «Теплоприбор» – изготовление приборов для контроля теплотехники.
- ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» занимается начальной обработкой сырой нефти.
- ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов» занимается изготовлением датчиков для отслеживания расхода водных, тепловых и газовых ресурсов, так же изготавливает изделия солнечной энергетики.
- ЗАО «Рязанский Картонно-рубероидный завод».
Экономика города держится не только на работе заводов и фабрик местного значения, но и на деятельности нескольких ведущих предприятий России, которые расположены на территории города.
Так же составляющей экономики Рязани считается не только выпуск сельскохозяйственной продукции, но и то, что население города полностью обеспечено картофелем, овощами, молоком, яйцами, мясом.
Экономика Рязани
Ещё в XIX веке в городе стала быстро развиваться промышленность, но до конца сформировалась только в прошлом столетии. Современная экономика города базируется на промышленном комплексе. 60% валового регионального продукта производят промышленные предприятия края. В экономике Рязани существует несколько отраслей легкой и тяжелой промышленности:
- цветная металлургия,
- энергетика,
- выпуск оборудования и станков (металлорежущего, кузнечно-прессового, бурового, геологоразведочного, нефтепромыслового, электросварочного),
- производство стройматериалов (керамического кирпича, цемента, мягких и изоляционных кровельных материалов),
- производство медицинского оборудования, вычислительной техники промышленных светильников и электровакуумных приборов,
- производство химико-фармацевтической продукции,
- изготовление компонентов и агрегатов для автомобилей, техники для коммунального хозяйства, грузовых полуприцепов и прицепов,
- пищевое производство,
- производство обуви, одежды, тканей.
Современные технологии хорошо применяются промышленными предприятиями города, используется имеющийся научный потенциал. 26% населения Рязани работает в промышленном секторе.
История промышленности
Рязань является крупным промышленным центром и важнейшим узлом на трубопроводной магистрали. До того, как началась Великая Отечественная война, две трети валовой продукции во всем городе ложилась на пищевую, лёгкую и деревообрабатывающую отрасль. После окончания войны город превратился в важный центр индустрии, где сильно преобладало машиностроение, нефтехимическая и пищевая промышленности, а также производство высокоточных приборов. В 50-х годах XX века в Рязани началось строительство новых заводов-гигантов, которые на сегодняшний момент занимают целые городские районы.
На данный момент от города идет 60% валовой продукции со всей области. Из-за того, что в городе существует достаточно крупных и конструкторских бюро и университетов, у города есть возможность обеспечить промышленные кадры рабочей силой.
В 2010 году начали строить Рязанскую особую экономическую зону, которая находится в Пронском районе рядом с Новомичуринском. Недалеко от Рязани планируют возвести промышленный технопарк, где будут преобладать наукоёмкие технологии.
Рязанские железные дороги
В конце XIX века был сформирован большой железнодорожный узел, это было в то время, когда шла российская «железнодорожная революция». Московско-Рязанская линия стала одной из первых, которые построили в этом веке в России, которую со временем продлили до города Казань. Через определенный период времени к ней присоединили Рязанско-Уральскую линию. В нынешнее время Рязанью обслуживаются направления на юг на Каспийск, на Урал и на международную магистраль в направление Средней Азии. Два вокзала железных дорог расположились на этих линиях – это Рязань 1 и Рязань 2. Маршруты поездов (пассажирских) дальнего следования, которые отправляются с Казанского вокзала, проходят через Рязань.
С Коломной, Москвой, Мичуринском, Сасовом, Касимовым с Рязанью связывают пригородные электропоезда. Трижды за день от Рязань-1 ходит экспресс с повышенной комфортностью, название которого «Сергей Есенин», и доходит он до Казанского вокзала города Москва. Левостороннее движение является главной достопримечательностью линии Рязань-Москва.
С конца XIX века и самого до XXI века Рязань связывалась узкоколейной железной дорогой, которые в своих рассказах описывал К.Г. Паустовский. В XX веке в 80-х годах она не выдержала конкуренции автотранспорта и движение на ней закрыли.